Понимаешь, что это эмоция — психическая реакция человека на определённые ситуации. Эмоции врожденная реакция, а чувства устанавливаются в социуме. Эмоции и чувства — это как сигнал телу: «У тебя есть какая-то потребность. Позаботься о себе».
Если печально (была потеря), то мы расслабляемся, чтобы сохранить энергию. Если гневаемся (нарушают наши границы), то выделяется большое количество энергии, чтобы дать отпор. Если нам страшно, организм готов убежать. Если радостно, то хочется продлить такие моменты.
А как же мой пример? Что происходит?
Почему в вышеописанной ситуации я испытываю гнев, а моя знакомая коллега — чувство вины? Если все так просто: потерял — печалься; переходят границы — чувствуй гнев; угроза жизни — испытывай страх. Тогда почему я в потере гневаюсь? Когда кто-то переходит мои границы, испытываю страх? А когда очень весело, появляется легкое чувство печали?
Я хочу рассказать о понятиях истинные (аутентичные) и рэкетные чувства.
Аутентичные чувства — это природные неискаженные чувства, которые являются естественной реакцией на ситуацию.
Выделяют 4 базовых чувства: печаль, гнев, страх, радость.
Когда человек выражает истинную (аутентичную) эмоцию, то она помогают пережить ситуацию.
Рэкетные чувства — замещающие чувства, они замещают настоящие чувства, эмоции или потребности (Эрик Берн 1964). Чувства рэкета взяты из модели поведения родителей или поощрялись ими, в то время как другие чувства не поощрялись или запрещались. Чувства вины, обиды — это всегда рэкетные. Рэкетные чувства, как резинка, тянут в детство, не завершая событие, а ретравматизируя человек.
По сути, рэкет — это вымогательство. Рэкетные чувства позволят человеку добиться тех поглаживаний (того внимания), к которым он привык. Таким образом, подтверждаются убеждения о себе, об окружающих и о мире.
Приведу пример, как возникают замещающие чувства вместо аутентичных. При выполнении домашнего задания в школьные годы, часто у ребенка что-то не получается (потеря). Нормально, что хочется грустить и даже плакать. К сожалению, нередко слышим: «Не плачь, большая уже девочка»; «Мальчики не плачут».
Запрет: Не чувствуй, то, что ты чувствуешь.
Предписание: Чувствуй, что можно, что поддерживается в семье.
Ребенок выбирает.
— Гнев: «Дурацкое задание (школа, учительница, я);
— Страх: «Получу плохую оценку, меня накажут»;
— Вина: «Маме так сложно со мной»;
— Обида: «Ты мне никогда не помогаешь с уроками».
Нет ничего плохого, чтобы пользоваться рэкетными чувствами вместо истинных. Только так можно было выжить в семье, не испытывая боль, с которой невозможно справиться. В качестве вывода процитирую слова Фаниты Инглиш. «Что такого хорошего в том, чтобы научиться признавать горе или страх, когда они всплывают?
Вместо того, чтобы вызывать в такие моменты, казалось бы, более приятную реакцию: мужественность и стойкость… Я полагаю, что ценность переживания настоящих эмоций или реакций, даже болезненных, имеет что-то связанное с чувством личной целостности. Сознательно или бессознательно я верю, что
каждый из нас стремится проникнуть в свою индивидуальную сущность. Когда мы не общаемся со своим внутренним «я», мы платим скрытую цену за счет сокращения нашей непосредственности, креативности и умения общаться».
Цены на консультации и другие услуги - тут